Логин
Пароль
(Забыли?)

Что может дать один человек другому
кроме капли тепла?
И что может быть больше этого?
Эрих Мария Ремарк

Проекты

Инклюзия или Иллюзия?

«Содействие интеграции детей с нарушениями функций ОДА посредством оказания региональной семейной помощи» - модельный международный проект МОО «Откровение», направленный на оказание комплексной помощи всей семье, в которой воспитывается больной ребенок. Партнерами по проекту выступают НГО «Молодежь и социальная работа» (Германия) и Управление специального образования Министерства образования Республики Беларусь.

В связи с тем, что деятельность МОО «Откровение» с 2009 года распространяется на всю территорию Республики Беларусь, реализация этого проекта поможет построить сетевую структуру и подготовить мультипликаторов для организации работы в регионах, а также cоздать партнерскую сеть с государственными учреждениями образования для продвижения процессов интеграции и получения профессионального образования детьми с нарушением функций ОДА.

Успешная интеграция детей-инвалидов возможна только при активном участии их семей в защите интересов и обеспечении прав ребенка на образование, здоровье и достойное качество жизни. В целях повышения активности семей должен использоваться комплексный подход. Необходимо расширить их информационно-образовательное пространство, оказать им консультативно-методическую помощь, организовать совместные социально-значимые акции и мероприятия. Включение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в процессы их успешной интеграции в социум предполагает подготовленность родителей ко взаимодействию со специалистами различных организаций и государственных структур, активную жизненную позицию всех членов семьи.

Проблемы изоляции детей на колясках усугубляются тем, что родители боятся их активной интеграции в открытые детские коллективы (в 2008 году в Минске было интегрировано в школы только 23 ребенка из 700 детей-опорников школьного возраста – 3.3%). Как правило, сегодня интеграция детей с особенностями в общеобразовательную среду проходит без предварительной подготовки школьных коллективов: детей помещают в неподготовленные школьные условия, отчего их положение «изгоев» только усугубляется. Родители самостоятельно изменить эту ситуацию не могут. И они, и дети нуждаются в объединении усилий друг с другом, в профессиональной помощи специалистов, в повышении своего социального статуса. Именно родители в первую очередь нуждаются в психологической поддержке. Им необходимо расширить свои социальные связи, приобрести уверенность в себе, сформировать новые жизненные ценности, увидеть реальные перспективы развития своих детей, получения ими образования и профессии.

В рамках проекта «Содействие интеграции детей с нарушениями функций ОДА посредством оказания региональной семейной помощи» для повышения активности семей в вопросах интеграции в Минске создан Семейный центр МОО «Откровение». Это пространство взаимодействия семей для организации совместных социально-значимых акций и мероприятий.

В Семейном центре созданы школы разной направленности, в которых работают кружки и студии для профориентации детей, развития их творческих и коммуникативных способностей, а также совместной деятельности членов их семей. Работа школ построена в соответствии с принципом «обучение в действии», через оказание образовательной и технической поддержки участникам. Деятельность школ развивает художественные, публицистические, артистические, коммуникативные навыки участников и имеет социальную направленность (адаптация, профориентация, подготовка социально-значимых и культурных мероприятий – выставки, спектакли и другие мероприятия).

Школа интеграционной педагогики проводит круглые столы с участием директоров опорных школ, общественные беседы в школах, семинары по обмену опытом в вопросах интеграции, ведет работу по созданию партнерской сети с государственными учреждениями. В школе коммуникации работают компьютерный кружок и гостевой клуб. В школе профориентации – фотостудия и редакция. В школе искусства жизни - арт-студия и театральная студия (применяется авторская методика реабилитации «Театр для лиц с ограниченными возможностями» – особого театра режиссера Евгения Волобоева).
Лидерами и организаторами большинства кружков выступают подготовленные родители из числа членов МОО «Откровение», которые, являясь специалистами в той или иной предметной области, хорошо знают специфические особенности работы с детьми с нарушениями функций ОДА и понимают, как более эффективно организовать процесс работы с ними.

Лидерам помогают студенты-волонтеры из партнерских организаций – Высшего профессионально-технического колледжа электроники, Белорусского государственного института культуры и искусства, Молодежного образовательного клуба NEWLINE.

 


Для оказания консультативно-методической помощи лидерам кружков, студий и участникам проекта создана консультационно-методическая группа, в которую в качестве консультантов привлекаются специалисты Управления специального образования Министерства образования РБ, комитета по образованию Мингорисполкома, Минского городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, иностранные эксперты «Интеграционной службы г. Киля» (Германия).

Из этих специалистов сформирован Мобильный класс для оказания консультативно-методической и информационно-образовательной помощи региональным семьям. В рамках проекта прошли выездные образовательные семинары в городах Гродно, Брест, Мозырь, Калинковичи, Несвиж.
Деятельность Мобильного класса позволила подготовить региональных мультипликаторов, создать предпосылки для появления Семейных клубов в регионах.

 

Мартин Кастранек, директор НГО «Молодежь и социальная работа», Германия:

 Дети и подростки с особенностями развития должны получит возможность принимать полноценное участие в жизни общества, будь-то детские сады, школы или спортивные учреждения. Дети с нарушениями в развитии все еще изолированы и часто находятся в специальных учреждениях.
В рамках проекта четко представлены возможности интеграции детей с учетом имеющихся механизмов инклюзии. Важную роль при этом играют родители детей, учителя школ и заинтересованные граждане этих регионов. У всех есть возможность принять активное участие в этом проекте.

Еще одной важной задачей этой концепции является содействие развитию общественных объединений в регионах Беларуси. Так, уже приняли участие семьи из таких городов Беларуси, как Брест, Калинковичи, Мозырь, Несвиж, Гродно. В этих областях, по сравнению с Минском, со стороны государства относительно мало оказывается помощи детям с нарушениями функций ОДА и их семьям. Этот проект является первым шагом из изолированности.

Благодаря сотрудничеству с более 10 государственными учреждениями в рамках проекта реализуется принцип социального партнерства.

Проект также показывает, что государство имеет обязательства по отношению ко всем гражданам, но оно может только лишь создать определенные условия, реализация же идей, осуществление проектов остается за самими гражданами страны.

 

Светлана Бякова-Микутель, председатель МОО «Откровение»:

Мы считаем международный проект «Содействие интеграции детей с нарушениями функций ОДА посредством оказания региональной семейной помощи» очень актуальным, а по промежуточным результатам уже можно сказать, и весьма эффективным. Он решает самые острые проблемы семей, воспитывающих детей с нарушениями функций ОДА. Предоставляет необходимую образовательно-информационную поддержку всем участникам проекта (специалистам системы образования, семьям больных детей), способствует профориентации детей, развитию их творческого и интеллектуального потенциала, укреплению семейных связей, тем самым повышая активность и социальный статус семей, воспитывающих детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Мы провели общественные беседы в «опорных» школах №№ 12, 25, 30, 111, 130 г. Минска с участием специалистов Управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь и системы здравоохранении. Родители детей с особенностями смогли озвучить проблемы интеграции и совместно со специалистами выработать пути их решения, а самое главное – обе стороны поняли, что необходимо взаимодействовать и работать совместно.

В ходе образовательных семинаров «Оказание поддержки государственными и негосударственными структурами семьям, воспитывающим детей с нарушениями функций ОДА» (Минск) и «Повышение активности семей и их взаимодействие с государственными учреждениями в вопросах интеграции детей с нарушениями функций ОДА» (Брест, Мозырь, Калинковичи, Несвиж, Гродно) специалисты учреждений образования ознакомились с проблемами интеграции детей с нарушениями функций ОДА, повысили квалификацию в области организации эффективных процессов интегрированного образования, приобрели опыт конструктивного диалога с родителями. А родители в свою очередь приобрели положительный опыт общения с госструктурами, получили информацию о механизмах государственной поддержки семей, воспитывающих детей с нарушением функций ОДА, в системе образования Республики Беларусь. Созданы региональные группы самопомощи семей, воспитывающих детей с НФОДА, которые намерены организовать Семейные клубы для взаимодействия и активизации усилий по интеграции детей. Местные ЦКРОиР решили предоставить ресурсы центров для организации летних лагерей для детей с НФОДА и апробации механизмов дальнейшего сотрудничества с родительской общественностью. Родители при консультативной поддержке МОО «Откровение» обращаются в комитеты по образованию с просьбой организовать интегрированное обучение для детей с НФОДА в общеобразовательных школах своих городов. Родители активно налаживают сотрудничество с госструктурами в решении вопросов интеграции. Консультанты Мобильного класса выстроили перед ними перспективную модель создания интегрированных классов в регионе, а немецкие эксперты на примере опыта Германии развеяли все сомнения в эффективности и необходимости интегрированного обучения в республике.